Александр Вертинский. Начало русского шансона

Русский шансон – это не только блатные песни. Свои истоки он берет в народной песне и в романсе. Каждая песня раскрывает душу певца и рассказывает историю его жизни. Иностранный жанр пришел в Россию в начале 20 века. Зарождение русского стиля в шансоне во многом связано с именем Александра Вертинского.

Родился Александр Николаевич Вертинский в 1889 году. Он вырос без отца, который был женат на другой женщине, его усыновил дед. После смерти матери Вертинскому пришлось жить у родственников.

Уже в годы обучения в гимназии проявилась склонность Вертинского к артистической профессии. Он любил писать стихи и посещать любые «действа», в которых присутствовала театральность, часто бывал и в церкви, и в театре. Увлечение театром привело его на любительскую сцену. Он служил статистом в театре Соловцова в Киеве, пытался поступить в труппу Малого художественного театра. Однако карьера артиста была для него закрыта. Всему виной была его картавость — дефект речи, который позже помог создать неповторимый сценический образ грустного Пьеро. Однако картавость не могла помешать Вертинскому сниматься в кинематографе – тогда он был еще немым.

Вертинский был ярким представителем богемы. Он интересовался новыми направлениями в искусстве, считал себя футуристом, читал свои стихи в Кафе поэтов. Вертинский общался со многими представителями нового искусства, хорошо знал Владимира Маяковского и других поэтов Серебряного века. Когда началась Первая мировая война, Вертинский ушел на фронт добровольцем. Он служил санитаром до своего ранения, после которого в 1915 году  снова приехал в Москву.

Популярность Вертинскому принес найденный им неповторимый жанр. Он стал исполнять игровые песенки-ариетки в театрах миниатюр и кабаре. Для выступлений артист придумал грим и костюм грустного Пьеро. Уникальными и запоминающимися были пластичность Вертинского, певучая речитативность, с которой он исполнял собственные стихи и произведения Блока, Анненского, Ахматовой, Гумилева. Он создавал нечто среднее между пением и декламацией. Именно эти песенки позволили высокой поэзии Серебряного века прийти на эстраду. Исполнение Вертинского оказывало очень сильное, почти гипнотическое, действие не только на взыскательную поэтическую аудиторию, но и на простых обывателей. Поэтическое творчество Вертинского развивалось в духе декаданса, упаднических настроений и тем модернизма, царившего в литературной среде России начала 20 века.

Революцию Вертинский не принял. В октябре 1917 года он написал стихотворение «То, что я должен сказать», посвященное гибели юнкеров. С этого момента его песенки нередко приобретали трагическое звучание. Он отправился на гастроли по югу России и в 1919 году эмигрировал, оказавшись сначала в Греции, затем переезжал из страны в страну – жил и выступал в Польше, во Франции, в Китае. Вертинский не верил, что в России его песни будут слушать, однако обращался к советскому руководству с просьбами дать ему разрешение вернуться на родину. В эмиграции он провел двадцать пять лет.

Только в 1943 году Вертинскому разрешили вернуться в Советский Союз. С тех пор он жил в Москве, выступал с концертами, работал в кино. Врожденные аристократические манеры артиста пригодились и для советского кинематографа.

Песни Александра Вертинского оказались понятны и близки очень многим людям. Вертинский чувствовал себя нужным и востребованным, а значит свободным. Нередко он давал по два концерта в день, ездил по всей стране. Он не прекращал выступать перед публикой до последнего дня своей жизни. Умер Александр Вертинский на гастролях. Сердце Пьеро остановилось.

Просмотров: 0