Феномен русского шансона

Шансон пришел к нам из Франции. Его энциклопедическое толкование звучит как «полифонические песни 15-16 веков». Лишь в конце 19-го – начале 20-го шансон оформился как музыкальный стиль, опять-таки во Франции. Популярные некогда в народе песни перекочевали на эстраду. Классиками жанра французского шансона считаются Шарль Азнавур, Жак Брель и Эдит Пиаф.

В России шансон появился значительно позже, если верить официальной версии музыкальных исследований. В 2000 году была создана радиостанция «Шансон», на которой русский блатняк и не только зазвучали с новой силой. Создание тематической радиостанции произошло не случайно. Эта музыка пользовалась спросом. То ли из-за своей близости к народу, то ли из-за пресыщения фарфоровыми куклами попсы. Хотя эти явления, пожалуй, взаимосвязаны.

Настоящим гуру русского шансона можно назвать Высоцкого, чьи песни составляют «костяк» отечественной авторской песни.

Но не безизвестная «Мурка» была написана в 20-х годах 20-го века в России. Стала она народной благодаря вкраплению в нее блатных словечек. Сейчас только ленивый не перепел эту каноническую песню русского блатняка.

Поэтому есть смысл говорить о том, что традиции шансона в его современном понимании зародились на территории нашей родины гораздо раньше времен Перестройки.

Откуда у тюремной тематики такая бешенная популярность? Ведь шансоном увлекаются и люди, далекие от преступного мира. На самом деле, считают исследователи, дело в том, что долгие десятилетия, мыслящие люди нашей страны были вынуждены сидеть за решеткой. С приходом массовых репрессий советских времен полстраны оказалось в тюрьмах и колониях. Именно там формировалась русская культура 20-го века. Многие исследователи называют русский шансон частью фольклора. Так вот, учитывая, что десятилетиями в тюрьмы сгоняли не только уголовников, но и талантливых людей, можно судить о том, в каких условиях приходилось жить и творить «поэтам» тех времен.

Действительно, «блатняк» занимает ключевую позицию в русском шансоне. Популярность этого направления, возможно, обусловлена категорическими правилами жизни заключенных, их своеобразной субкультуры. Ведь романтизм и сентиментальность очень характерны для блатного мира. Казалось бы, жесткие «понятия» и суровость жизненных ценностей этой когорты населения не оставляет места для лирики. Но как раз наоборот. Сентиментальность присутствует, когда воры собирают общак, чтобы помочь друзьям на зоне. Существуют и другие неписанные правила, по которым живут люди вне закона. И эти правила вдохновляют на лирику в тематических песнях, которая также приветствуется.

Еще одним правилом блатного мира можно считать разграничение людей на «правильных» (то есть собственно преступников) и «неправильных» (ментов и других государственных работников). Это правило медленно, но уверенно (вместе с остальными идеями тюремной субкультуры) перекочевало в обыденную жизнь простых людей. В этом основная «вина» или «заслуга» шансона – он популяризирует блатную жизнь, внося свои коррективы в общепринятые правила поведения и жизни его слушателей.

Не потому ли Трофим на одном из своих концертов очень возмутился желанием Розембаума баллотироваться в государственную думу, заявив при этом, что поэт должен быть всегда в оппозиции к власти. В этом также присутствует романтика. Возможно, именно она обуславливает популярность шансона.

Главное в шансоне – это подача, считают работники радиостанции «Шансон». «Можно спеть детскую песню так, что пробирает. А если блатную чернуху переиначить и спеть мягко – теряется ее смысл, — считает бывшая сотрудница радиостанции Ксения Стриж. – Именно поэтому многие псевдошансонье продают свою музыку с успехом». Она также считает, что народ рано или поздно пресытится и шансоном, учитывая, что и там есть подделка.

Многие люди на дух не переносят шансон – все из-за той же тюремной тематики, характерной для него. Но стоит заметить, что явление русского шансона – весьма значительный культурный шок для людей, привыкших поглощать попсу. Кроме того, попса – в лимузинах, в блестках и не доступна. А шансон – про жизнь простых людей, возможно, именно поэтому он стал так популярен. Если именно близость к народу определяет его распространение, то можно с уверенностью сказать, что как жанр шансон не исчезнет никогда.

Просмотров: 0