О шансоне

То, что в наше время «правильными пацанами» называется шансоном, а всеми остальными – блатными песнями или просто «блатняк»,  — явление в нашей культуре не случайное. Зарождались «жиганские песни» очень давно – на протяжении трёх веков, с 16 по 19  и фигурировали  как разбойничьи и тюремные песенный жанр. Кроме них, присутствовали  ещё так называемые удалые песни – произведения городского и негородского андеграунда, людей,которые жили одним днем в блатной романтике, которым  нечего было терять, Робин Гудов русского разлива. Исполнители блатного жанра обычно активно враждовали с властью и законом, что и восхволяли в своей лирике постоянно.

Жалостливые, протяжные  песни – это уже лирика каторжан,  им было особенно нечему радоваться ,  не перед кем бравировать , так что оставалось жаловаться на горькую судьбинушку (ничего не напоминает,а?). А то, что принято называть «жиганскими» песнями – это уже сто процентов городское творчество. Наименее радикальные из иcполнителей шансона, типа Александра Розенбаума, так и называют своё творчество – «городские романсы.

Многие тюремные песни очень напоминают каторжные и часто  посвящаются оплакиванию «разорванной сроком жизни» зэка. Заключённые безо всякой меры жалеют себя свою судьбу, жалуется  на несправедливость жизни.  Сходство жанров  с традиционными русскими заунывными песнями-причитаниями и лирическими романсами тоже очевидно. Герой песен , как правило сетуя , не на конкретного обидчика (хотя присутствуют и такие моменты, они является скорее исключением), а на общую не справедливость окружающего мира. Следовательно, такая тоска/печаль/обида скорее экзистенциальна и немного напоминает подростковое понимание мира.

Большую популярность среди блатных исполнений имеют баллады. В этом случае в одном произведении рассказывается одна конкретная история (чаще  всего от первого лица, реже про кого-то другого). Принятая  схема таких песен – рассказ о жизни арестанта, о его дестве, короткое повествование «как дошёл до жизни такой» (чаще всего слышащуюся как самооправдание – как попал скользкую дорожку , заступаясь за друзей , в гневе наказывая девушку-изменницу или пытаясь помочь старушке-матери).    В балладах традиционна  сцена суда и последняя речь подсудимого (эта часть произведения  самая жалостливая  – особенно если из повествования  ясно, что автор приговорён к высшей мере наказания и речь действительно является последней). За частую  баллада оканчивается смертью героя от шальной пули чекиста или соперника, либо по другим причинам.

Баллады – лишь частный случай в этом жанре, как «Шансон», некоторые песни, как знаменитая «Таганка», не имеют чёткого содержания, а являются квинтэссенцией переживаний героя. В таких  произведениях негатива меньше, часто определяется несколько романтизированный образ тюрьмы, и свойственное бравирование  для выше упоминавшихся удалых произведений .  Отмечу, что в балладах романтики как таковой почти и  не присутствует, так как  они практически зачастую заканчиваются более чем печально.

Круг  блатного жанра «Шансон», как положительных, так и отрицательных героев , всегда очень узок. Иначе и не бывает – арестантская  романтика не предполагает большого разнообразия жизненных ситуаций .

Просмотров: 0