Русский шансон – блатные песни?

Если начать с истории, то само слово шансон от французского означает – песня. Изначально это были баллады, которые пели скитающиеся пилигримы. Потом постепенно шансоном завладели романсы. Подобные песни о любви были предназначены для французских девушек. Исполнителей, обычно также являющихся авторами, песен называли шансонье.

 

Русский шансон возник на рубеже веков, когда отходило в прошлое классическое и появлялось новое, как его было принято называть, блатное. Поэтому на Руси изначально шансон был связан с блатными песнями. Так называемый, рваный шансон был запрещен в двадцатых-тридцатых годах.

 

С тридцатых годов, когда советская власть была в самом разгаре, шансон все равно продолжал развиваться, но правда подпольно. И, как правило, русский шансон был хорошо известен не у нас в СССР, а за границей — у эмигрантов. С мертвой точки подполья шансон сдвинулся только в конце пятидесятых. Шел 1957 год. В городе Москве состоялся Всемирный фестиваль молодежи и студентов. Ив Монтан спел свои песни в стиле шансон. И тут началось… Эстрада, барды, подпольщики – все оказались под влиянием этого нового для России направления. Так шансон получил развитие в СССР. Известные певцы, такие как Агранович Е., Высоцкий В., Ким Ю., Северный А. и многие другие, стали в своем репертуаре исполнять шансон.

 

Русский шансон в своем начинании – это были в основном блатные песни, так как пели в основном про жизнь. Вообще, чтобы понять русский шансон, нужно внимательно вслушиваться в слова. Здесь главное не сама музыка, а именно текст песен. Ведь с помощью них авторы пытаются донести до публики весь колорит русской жизни. Хотя находятся и такие, кто считает, что блатные песни – это удел уголовщины. Но это не совсем так, ведь все мы по сути люди, которые жаждут свободы в нравах, в отношениях, в жизни. Блатные песни как раз про такую свободу.

 

В стиле шансон много поется о том, как нужна свобода, о том, как трудно жить в неволе, в тюрьме и на зоне. Подобные песни оплакивают людей, оказавшихся лишенными свободы. Можно сказать, что русский шансон – это песни о блатной романтике. Хотя настоящие блатные песни поют в основном о предательстве друзей, об измене любимых, о том, как кончается любовь, о том, как хорошо живется на свободе. Поэтому неправильно думать, что шансон – это в основном удел уголовников. Ведь такие известные люди как Высоцкий Владимир, Утесов Леонид, Никулин Юрий исполняли песни в стиле шансон. А их уголовниками никак не назовешь.

 

Поэтому шансон – это песни в первую очередь о душевных переживаниях. О жизни, которую влачат миллионы русских людей: и бедных, и богатых. Главное, что в русском шансоне пахнет русским духом. И это главное. Вообще настоящий шансон – это не красота исполнения, а душа. В классике шансон – это исполнение певцом без голоса, к примеру, всем известный Марк Бернес. Важно как певец затрагивает душу других, вкладывая свою, а не то, как красиво он поет. Недаром именно бардовское исполнение обычно для шансона. Хотя в современном мире шансон прекрасно исполняют и эстрадные певцы.

 

В основном шансон поют мужчины. А слушать его любят как ни странно женщины. Но, как и в любом правиле, бывают и исключения. Так шансон прекрасно исполняют такие певицы, как Огонек Катерина, Лебединская Татьяна, Успенская Любовь.

 

Для некоторых шансон – это примитивный жанр. Но это не совсем правильное представление о шансоне. Ведь русский шансон известен не только своими тексами, но в первую очередь своими культурными предпочтениями. Можно сказать, что русский шансон – это своего рода фольклор, который несет в себе достояние страны.

Просмотров: 0